Системная семейная терапия

24.04.2010 18:30 Администратор
Печать PDF
 

Обучающая программа по системной семейной терапии.
Институт интегративной семейной терапии (Москва)
22 - 24 февраля – 10 модуль (защита дипломных работ). Принимают Марина Бебчук, Тимур Корсун.

Системная семейная терапия - не просто техника, а другой, отличный от индивидуальной психотерапии способ видения и решения проблем. В системном подходе психологические трудности и психические проявления индивида рассматриваются как симптомы проблемных семейных связей, а не только как индивидуальные нарушения или интрапсихические повреждения.Психотерапевты различных школ и направлений давно заметили, что возвращение пациента в семью после курса психотерапии может погубить самые обнадеживающие изменения или вернуть пациента к прежним моделям поведения и стереотипным реакциям. Системная семейная терапия является тем направлением, в котором в качестве объекта терапевтической помощи выступает вся семья целиком, а фокус психотерапии смещается от анализа внутриличностных конфликтов к обнаружению дисфункциональных способов взаимодействия между членами семейной системы и к внесению необходимых изменений.

Таким образом, целью семейной терапии является создание условий для формирования функциональной семейной организации, которая обеспечивает рост потенциальных возможностей каждого ее члена.

Описание программы

Настоящая программа является программой дополнительного образования в области системной семейной и супружеской терапии (консультирования) и ориентирована на людей с высшим психологическим, медицинским и педагогическим образованием, а также студентов старших курсов соответствующих ВУЗов.
 Целью данной программы является подготовка специалистов-«универсалов», способных решать как профилактические задачи, так и задачи вывода семьи из тяжелой кризисной ситуации, и владеющих широким арсеналом подходов, методов и техник для индивидуального подбора алгоритма помощи каждой семье.
 Данная программа дает возможность познакомиться с теорией и практикой классических и современных школ семейной психотерапии, а также с авторскими разработками сотрудников Института.
Программа включает в себя 800 часов и рассчитана на 2,5 года. Обучение проходит в группе с постоянным составом участников.
 Программа соответствует Европейскому Стандарту подготовки семейных терапевтов (консультантов).
 При успешном завершении обучения и выполнении всех требований настоящей программы выдается сертификат Института интегративной семейной терапии (г. Москва).
Концепция программы
 Методологической основой курса являются принципы системного подхода. Системная семейная терапия рассматривает психологические трудности и психические проявления индивида как симптомы проблемных семейных связей и семейной истории, а не только как индивидуальные нарушения или внутриличностные конфликты. Такой расширенный системный взгляд на проблему дает дополнительные возможности для диагностики и новые методы для ее решения. В этой связи одной из концептуальных задач данного образовательного курса является формирование профессионального системного мировоззрения у специалистов, работающих с семьями.
 Мы исходим из того, что специалист - практик должен быть готов ко встрече с любой семьей на консультативном приеме, т.е. являться своего рода «универсалом». Исходя из этого, в программе интегрируется то полезное и ценное, что создано для работы с семьями в различных психотерапевтических школах. В процессе обучения слушатели курса знакомятся с передовыми технологиями не только системного подхода, но и других направлений психотерапии.
 Нам представляется важным формирование профессионального сообщества специалистов, работающих с семьями, но имеющих различное базовое образование (медицинское, психологическое, педагогическое или иное), сообщество специалистов, говорящих на одном профессиональном языке, умеющих договариваться и совместно решать задачи, поставленные семьями. Мы приветствуем в образовательных группах смешанный профессиональный состав и учитываем в программе особенности работы с различными типами семей, в том числе с соматической и психической патологией. Кроме того, опыт работы в малых (интервизорских) группах способствует интеграции различных взглядов, мнений и стилей, расширению профессионального кругозора и формированию атмосферы конструктивного сотрудничества в сообществе семейных консультантов и терапевтов
 За время обучения участники образовательной программы получают возможность закрепить практические навыки в работе с реальными семьями, а также исследовать свою семейную историю и по-новому взглянуть на актуальную ситуацию в своей семье. Собственная семейная история становится мощным терапевтическим ресурсом в работе семейного и супружеского терапевта (консультанта).

Структура программы
1) Образовательный блок: 6 семинаров по системной семейной терапии и консультированию – 240 часов. (Возможно расширение этого блока за счет частных вопросов или других тем).
2) Супервизорский блок: 2 семинара очной супервизии с двумя собственными презентациями – 80 часов.
3) Интервизорский блок: 260 часов работы в малых группах по 6-8 человек с целью обсуждения профессиональной литературы, упражнениями и техниками, супервизии друг другу.
4) Блок производственной практики: 160 часов консультационной или терапевтической работы с реальными семьями (организациями).
5) Блок личной терапии (реконструкция семейной истории): 75 часов
Обучающая методика
Занятия ориентированы на теорию и практику групповой работы, работы с парами и семьями, индивидуальную психотерапию в системном подходе, видеоанализ, ролевые игры, очную и заочную супервизию, отработку навыков в упражнениях и изучение литературы.
Обучение строится на демонстрации и практическом применении методов системной работы с реальными семьями, обращающимися за психотерапевтической помощью по поводу каких-либо проблем, а также на использовании техник семейной терапии для переосмысления собственной семейной истории и актуальной семейной ситуации.
Формы работы в рамках данной программы приняты во всем мире и хорошо зарекомендовали себя при подготовке профильных специалистов. Это:
1. Работа на семинарских занятиях:
- лекции,
- демонстрации реальных случаев,
- упражнения,
- заочная супервизия,
- индивидуальная и групповая терапия в системном подходе, направленная на работу с личной историей или актуальным состоянием участников образовательной программы.
2. Работа слушателей с семьями под наблюдением преподавателей (очная супервизия).
3. Самостоятельная работа в малых (интервизорских) группах:
- обсуждение специальной литературы
- разбор случаев
- отработка полученных навыков при выполнении «домашних» заданий и упражнений
- подготовка к выступлению на конференциях.
4. Самостоятельная работа с семьями (производственная практика) и заполнение Учетной Формы («Регистрационная карта семьи).

Содержание семинаров
Семинар 1
Исторические корни системного подхода. Понятие семейной системы. Структурные аспекты семейной системы: подсистемы родителей, пары, сиблингов. Характеристики и параметры семейной системы: иерархия, границы, сплоченность, гибкость, правила, роли, стили общения. Основные структурные проблемы семьи: скрытые коалиции, межпоколенческие связи, перевернутая иерархия и т.д. Использование структуры треугольника для оценки проблематики семейной системы. Организационные вопросы семейного консультирования. Организация первой встречи с семьей. Социальная, проблемная и заключительная стадии первого интервью по Дж.Хейли. Терапевтические задачи первого контакта. Построение первичных гипотез. Мотивирование членов семьи на участие в терапии. Вовлечение в терапию отсутствующих членов семьи. Длительность терапевтической сессии с семьей, структура сессии, частота и количество встреч, заключение «терапевтического» контракта с семьей. Системная диагностика семейных проблем и разработка терапевтической программы. Скрытый и явный запрос. Развитие терапевтической стратегии. Методические принципы терапевтической работы: нейтральность, циркулярность, гипотетичность. Позиция терапевта при работе с семьей. Формирование терапевтических отношений. Избранные техники: домашнее задание, скульптура, рефлексирующая команда, циркулярное интервью, типы циркулярных вопросов. Техники установления контакта со всей семьей. Демонстрация работы с реальными семьями и разбор случаев.
Семинар  2
Коммуникативный аспект в семейной системе. Наблюдение и анализ внутрисемейной системы коммуникаций в шести ракурсах: отношения, интеракции, когнитивный план, невербальный план, аффект и бессознательное. Жизненный цикл семьи: его стадии, кризис перехода от стадии к стадии. Типичная семейная проблематика на различных стадиях жизненного цикла. Функциональная (здоровая) семья. Типология дисфункциональных семей: ригидный, разобщенный, хаотичный, запутанный типы Методы обнаружения и обращения с первоначальным сопротивлением семьи. Место симптоматического (проблемного) поведения в семейной системе. Интерпретация симптома с медицинской, психоаналитической и системной точек зрения. Симптоматическое поведение как коммуникативная метафора, часть циклической модели взаимодействий и способ стабилизации семейной системы. Здоровые части и ресурсы в семье как противоположность патологическому существованию. Избранные техники средней и заключительной фаз семейной терапии: прояснение коммуникации, позитивная коннотация, парадоксальное предписание, метафора, ритуалы, экстернализация проблемы (симптома), нормализация, ролевая сцена. Демонстрация работы с реальными семьями и разбор случаев.
Семинар  3
(Клиентский семинар для участников образовательной программы с демонстрацией методов и техник системного подхода) Исторический аспект семейной системы. Системный анализ семейной истории: параметры, совпадения, повторение семейных тем в новых поколениях. Семейный сценарий. Теория систем М. Боуэна. «Реконструкция семейной истории» на материале, предоставленном слушателями курса. Избранные техники: «Семейная реконструкция»: цели и области применения, техника и правила. Генограмма (цели и области применения, правила, основные символы и их использование, интервью с целью сбора информации, типы вопросов). Метод системных расстановок Б. Хеллингера. Авторские методы и техники реконструкции (фотографии, реликвии, «Семейная поваренная книга»)
Семинар 4
Клиентский семинар - реконструкция семейной истории.
Семинар 5
Организационные, методические и этические вопросы системной семейной терапии. Участие членов семьи в терапии, структура сессии, завершение терапии. Личность семейного терапевта как клинический инструмент. Подготовка к супервизии. Разбор случаев в формате заочной супервизии. Тренировка практических навыков и закрепление изученных техник. Избранные техники других психотерапевтических направлений, используемые в консультировании семей: «пустой стул», дублирование, рисунок.
Семинар 6
Супервизия (очная) самостоятельной работы участников образовательной программы с семьями. (Обязательное представление случая).
Семинар 7-8
Частные вопросы семейной терапии (консультирования): особенности работы с неполными семьями, семьями с алкогольной зависимостью, семьями с приемными детьми, с многопоколенными, молодыми и другими типами семей. Особенности работы с супружеской парой, с семьями психически больных, с семьями, пережившими травму (насилие, утрату), с семьями, ожидающими ребенка, и другими типами семей. Подготовка к супервизии. Разбор сложных случаев в формате заочной супервизии.
Семинар 9
Супервизия (очная) самостоятельной работы слушателей. (Обязательное представление случая).
Семинар 10
Защита дипломных работ, очная.
Требования к сертификации
- посещение всех 6 очных семинаров,
- работа на 2 –х семинарах очной супервизии с 2 собственными презентациями,
- систематическая работа в интервизорских группах,
- работа с реальными семьями,
- защита дипломной работы,
- изучение предлагаемой литературы.

Документация, необходимая для сертификации
•    протоколы работы с семьями («Регистрационная карта семьи») – 160 часов, из них как минимум 2 семьи прошли не менее 10 сеансов,
•    протоколы интервизорской группы – 260 часов (дата, фамилии участников, вид работы, в случае супервизии – фамилии терапевта, семьи и супервизора),
•    текст дипломной работы (в печатном и электронном видах)
Требования к кандидатам
- высшее или незаконченное высшее (студенты старших курсов) психологическое, медицинское, логопедическое, дефектологическое, педагогическое или социологическое образование,
- работа в социальной сфере (психология, педагогика, медицина, социальная помощь и др.).
    Ведущие программы:
 Бебчук Марина Александровна – директор Института интегративной семейной терапии (Москва), врач психиатр, психотерапевт. Кандидат медицинских наук. Врач высшей категории.
Любитов Игорь Евгеньевич – психолог, старший преподаватель Института Интегративной Семейной Терапии (Москва), старший научный сотрудник Института развития дошкольного образования Российской Академии Образования (Москва).
Рихмаер Алёна – Психолог. Ведущая психотерапевтических и обучающих групп, супервизор,
семейный консультант, старший преподаватель ИИСТ. 
 

LAST_UPDATED2